Учебник — Элементы парусной навигации

Учебник — Элементы парусной навигации.

Хотя на первый взгляд это и кажется баловством , но тем не менее доска является хотя и малым но совершенно полноценным судном.
Причем не самым захудалым — мировой рекорд скорости около 100 км/ч в хороший ветер , далеко не всякая моторка сможет с вами справиться. Вы являетесь одновременно , капитаном , матросом и штурманом этого судна. Как капитану парусника вам пригодятся некоторые сведения о том, что ваше судно может, а что — нет. Для Вас на воде не существует таких понятии как лeвo и право. Все направления отсчитываются от направления ветра.
Первое что вы должны сделать выходя на воду — определить откуда дует ветер и делать это непрерывно каждое мгновение. Откуда ветер дует можно определить по деревьям, ряби на воде, облакам, почувствовать кожей, парус в положении дрейф также показывает положение ветра. Ветер штука капризная, всё время меняет направление и скорость. Вы должны быть готовы отреагировать в любой момент на его изменение.

Курсы (возможные направления движения) делятся по отношению к ветpу на курсы левого галса курсы правого галca. Ветер дует в левый борт — вы идёте левым галсом в правый — правым галсом.
Борт в который дует ветер — наветренный (на ветру), другой — подвeтpенныи. Так повелось с парусных кораблей и яхт. Парусное судно с жестко закреплённой мачтой неизбежно идет с креном (в отличии от доски, которая идет ровно, а открениваемся мы и парус) и поэтому один борт выше а другой ниже. Выше — на ветру, ниже — под ветром. Поворот в пределах 180° (не пересекая линию ветра) не меняя галса — называется сменой курса. Поворот на больший угол, с пересечением линии ветра, со сменой галса — называется разворотом или поворотом.
Русское морское парусное дело было начато Петром и в основе его лежит опыт голландцев. Поэтому русская морская парусная терминология имеет голландские корни. В дальнейшем мы будем пользоваться этой терминологией.
Так как принципиально важно наше положение относительно ветра то такие характеристики как лево и право не годятся (они ничего не говорят о нашем и ветра взаиморасположении).

Поэтому говорят:

  • Повернуть носом к ветру — привестись (приводиться), идти круче против ветра, острее.
  • Повернуть носом от ветра — увалиться (уваливаться), идти положе. Названия курсов:
  • Галфвинд (halfwind ~ полветра) — это наш стартовый курс (перпендикулярно ветру)
  • Бейдевинд (против ветра) — курс под углом против ветра. Чем меньше угол нашим курсом и ветром, тем острее мы идем к ветру.
  • Бакштаг (из штага в бак) — курс под углом по ветру.
  • Фордевинд (по ветру) — ветер точно в корму.
  • Положение Левентик — нос смотрит точно туда откуда ветер дует. Курсом левентик нельзя идти без весел или мотора. В этом положении можно только находиться. Впрочем снос по ветру значительно меньше чем в положении дрейф.
    Таким образом галс и название курса однозначно и точно определяют наше положение относительно ветра.